Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховой надзор, Учет и отчетность, Технологии, Страховые стандарты
Великая бухгалтерская революция
Чистюхин Владимир Викторович
Заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
страхование сегодняКакова оперативная информация о том, как происходит переход страховых компаний на новый план счетов? Почему этот переход был необходим и какие преимущества он несет рынку и его участникам?

Банк России считает тему перехода на новый план счетов крайне важной, нами было вложено много ресурсов в то, чтобы продвинуть это направление. Сегодня мы видим ряд ключевых точек в практике реализации проекта нового плана счетов и единых отраслевых стандартов на основе МСФО.

В числе целей мегарегулятора – повышение качества надзора, повышение финансовой устойчивости участников рынка и создание системы комплексного анализа системных рисков для обеспечения финансовой стабильности. Для достижения этих целей мы вынуждены говорить о необходимости сбора качественной и глубокой информации, передовой по своему содержанию и сравнимой с международными аналогами. Полномочия по регулированию этой сферы перешли от Министерства финансов к Центральному Банку, мы ответственны за единый план счетов, а также обладаем правом издавать отраслевые стандарты деятельности поднадзорных участников рынка.

Эта работа достаточно активно началась еще в 2014 году, но наиболее широко развернулась в 2015. С самого начала было совершенно ясно, что поддерживать старый план счетов смысла не имеет. Как известно, Ла-5 был одним из лучших самолетов Великой Отечественной Войны, однако решение о прекращении их выпуска было принято уже в 1946 году, потому что было найдено совершенно иное решение по двигателям, и отрасль пошла по новому пути развития. Так же и здесь – по российским стандартам можно было жить в определенный период, но какого-то долгосрочного развития они бы все равно не имели. В русле движения к международным стандартам в России были приняты некоторые нормативные акты, и стало понятно, что мы сможем базировать новый единый план счетов и отраслевые стандарты на основе МСФО.

В то же время, определенные препятствия возникают и со стороны иностранных коллег, которые никак не могут договориться о большей сопряжимости МСФО (IFRS) и US GAAP. Эта работа ведется достаточно долгое время, большого прогресса нет, но общее стремление очевидно. Оно заключается в том вся информация участников финансового рынка, независимо от юрисдикций, должна быть сопоставима. Это должна быть качественная информация, позволяющая и регулятору, и самим участникам рынка, и потребителям понимать, что собой представляет страховая компания, каковы ее финансовые результаты, куда она вкладывает средства и т.д.

Наша работа, связанная с качеством информации, включает несколько направлений. Помимо, собственно, единого плана счетов и отраслевых стандартов, мы сосредоточились на едином наборе надзорных и статистических показателей, основное ядро которых дает план счетов и, в целом, бухгалтерский учет и отчетность. В дополнение к ним создаются не пересекающиеся, а дополняющие надзорные и статистические формы отчетности, которые позволят регулятору, акционерам, потребителям получать информацию и делать выводы о функционировании компании.

Против этого два фактора – время и деньги. Как показывает практика, на падающем рынке затраты воспринимаются наиболее остро, а у нас сегодня, к сожалению, рынок падающий. Те сроки, которые компании в России привыкли закладывать в планы, как правило, оказываются недостаточными. Отмечу, что мы, в том числе и под давлением рынка, сдвинули на целый год внедрение единого плана счетов на основе МСФО и отраслевых показателей. Хотя первоначально предполагалось, что это произойдет с 1 января 2016 года, теперь решено его ввести с 1 января 2017.

Выстраивая работу, мы преследовали три цели: во-первых, запустить проект к 2017 году, во-вторых, минимизировать затраты и, в-третьих, дать достаточное время на переход участником рынка. Банк России планирует выпустить 23 стандарта, из которых 8 находятся на регистрации в Минюсте, 7 – находятся в финальной стадии разработки (то есть в ближайшее время пройдут Совет директоров ЦБ и пойдут на регистрацию в Минюст), 6 – разрабатываются, 2 – в начальной стадии (на уровне концепции и проработки). Вся информация размещается на сайте Банка России.

В рамках рабочей группы с представителями индустрии мы ежеквартально обмениваемся информацией о том, что делается и что предстоит сделать (ближайшее заседание состоится 20 октября 2015 года). В рамках группы созданы подгруппы по направлениям. Отрадно, что представители индустрии сейчас демонстрируют уже достаточно серьезный взгляд на вещи, понимают, что осталось не так много времени.

К этой работе мы также плотно привлекаем аудиторов, так как им предстоит проверять отчетность и давать заключения, соответствует ли она МСФО, а также актуариев, потому что ряд правил и параметров будут прописаны не в бухгалтерской, а в актуарной части стандартов. Мы рассматриваем тему валидации разработанных документов через аудиторское сообщество – нам принципиально важно, чтобы крупнейшие аудиторы определялись со своей позицией сейчас, оценивали, насколько сделанные документы соответствуют МСФО, не только с точки зрения работы внутри страны, но и для предоставления информации международным инвесторам.

Очень важно, чтобы в будущем страховщики не делали две отчетности (российскую и по МСФО), если это останется популярной практикой, мы будем считать это провалом проекта. Нам принципиально, чтобы была единая отчетность, пусть она и не будет в чистом виде МСФО, пусть будет МСФО.Рус, но в основе ее будут международные принципы и не нужно будет составлять никакой дополнительной отчетности, создавать дополнительных внутренних систем учета и т.д.

Вряд ли стоит ожидать, что будут выпущены сразу идеальные по написанию стандарты. До тех пор, пока что-то не начнет работать на практике, оценить все проблемы и несостыковки невозможно. Кроме того, мы сейчас несколько подгоняем процесс, а это всегда неизбежно влияет на качество. Но если не выставлять жестких временных параметров, мы не перейдем на единый план счетов и за 5-7 лет. Лучше чтобы индустрия пережила этот переход и начала нормально работать.

Если мы бросим участников рынка на произвол судьбы, заставим их самостоятельно переходить на новый план счетов, менять автоматизированные системы, обучать персонал, а мы с 2017 года начнем их проверять, то боюсь, что и себя, и поднадзорные индустрии мы просто обречем на коллапс. А в условиях действия уголовной ответственности за предоставление некорректных данных это очень серьезно. Поэтому для всех индустрий напрямую и через СРО мы инициировали предоставление планов перехода на единый план счетов. В авангарде тут были страховые компании и НПФ, сейчас активно подтягиваются профессиональные участники рынка ценных бумаг, в следующем году будет рынок микрофинансирования. Мы получили достаточно разумные планы, но было и немалое количество вопросов, что подтверждает целесообразность начинать работу как можно быстрее.

План перехода предполагает несколько стадий: анализ документов Банка России страховщиком с приложением их на свои внутренние бизнес-процессы, разработка или доработка автоматизированных систем, корректировка бизнес-процессов, обучение сотрудников и т.д.

Важная часть – тестирование системы. Мы бы хотели, чтобы с середины следующего года нам все профессиональные участники рынка ценных бумаг, рынка коллективных инвестиций и страховщики начали сдавать новую отчетность в тестовом режиме. Это не повлечет за собой никаких последствий для поднадзорной организации, но позволит понять, в том числе и самой страховой компании, насколько все нормально работает. Иначе, если начать непосредственно с 2017 года, результаты будут неудовлетворительными. Мы помним, какую некачественную отчетность по МСФО сдавали некоторые страховщики в первый год, и хотим избежать повторения ситуации.

Отдельно мы предполагаем отслеживать работу с крупнейшими вендорами. Нам бы было очень комфортно, если бы глобальные вендоры (1С, Diasoft) смогли предложить качественные недорогие продукты и возможность их трансформации в будущем.

Мы озабочены организацией процесса обучения как сотрудников Центрального Банка, так и сотрудников финансовых индустрий. За 2015-2016 год мы планируем обучить до 7,5 тысяч человек. При этом мы не препятствуем отдельным компаниям, сообществам или СРО организовывать обучение самостоятельно, чтобы в итоге бухгалтер, привыкший работать по определенным правилам, переучился и смог работать по-новому. Я понимаю, что все это – определенный вызов для классического российского бухгалтерского сознания, но ничего страшного в этом не вижу, это можно преодолеть.


16 октября 2015 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Учет и отчетность, Технологии, Страховые стандарты
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 4.25 (голосовало: 8 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: